Языковое развитие
(language development), усвоение детьми родного яз. При всей сложности речи даже самые маленькие дети легко овладевают ею. Ребенок должен научиться произносить звуки (фонология), усвоить правила их соединения в слова и предложения (грамматика, синтаксис), понять значения слов (семантика) и тот способ, каким люди используют язык в разговоре. Согласно бихевиористской теории Скиннера, речь усваивается благодаря поощрению за ее правильное воспроизведение. Эта теория, правда, не объясняет, почему дети всегда изобретают свои собственные, грамматически неправильные выражения, даже без всякого внеш. стимула. Порождающая (генеративная) теория Хомского утверждает, что люди обладают врожденной, присущей только им способностью к усвоению языка. Существуют весьма веские основания для отнесения речевых функций к левому полушарию головного мозга. Когнитивный подход к определению Я.р. выделяет прежде всего роль общих интеллектуальных способностей. Напр., язык младенца преимущ. отражает представления о субъектах и объектах действия, а не об особых грамматических категориях языка. Каждая теория дает объяснение опред. стороны Я.р., но ни одна из них пока не объяснила этот процесс в целом.